НУР-СУЛТАН, 25 декабря. Ровно пять лет назад самолет АН-72 с пограничниками на борту потерпел крушение в небе над Шымкентом. Полковник Аманжол Уразбаев вспоминает близкого друга, офицера Погранслужбы Казахстана Ерлана Махаева, погибшего в авиакатастрофе 25 декабря 2012 года.
Прошло 25 лет с тех пор, как 14 сентября 1992 года приказом председателя Комитета национальной безопасности суверенного Казахстана мы получили офицерское звание «лейтенант». Это был первый годичный поток слушателей Высших курсов КНБ, набранных еще по жестким критериям отбора КГБ СССР.
Наше второе студенчество выпало на сложные 1992-1993 годы. Но мы были уже зрелыми людьми. За плечами армия и производственный стаж. Поэтому быстро сориентировались, разбились на минигруппы по пять-шесть человек. Тогда Ерлан Махаев сразу заявил «я буду вашим шеф-поваром». Такое смелое заявление было поддержано единогласно.
С тех пор наша группа была самой сытой и довольной. А так как у двух казахстанских и одной кыргызской групп было достаточно поводов для общих дастарханов, начиная с обмывания лейтенантских звездочек, то у нашего шеф-повара было много возможностей продемонстрировать свое умение в приготовлении блюд для нескольких десятков человек.
Всеобщую зависть вызывало то, что Ерлан, помимо прекрасного усвоения учебного материала, умудрялся кормить нас горячими блюдами не только на обед и ужин, но и кашей на завтрак, особенно вкусной после утренней физподготовки. Каждый день один из нас заступал помощником шеф-повара. Это была уже отдельная школа жизни. Отдельная благодарность Ерлану за то, что научил меня торговаться при закупе продуктов.
«Как ты не понимаешь? Продавец целый день стоит скучает у своей картошки, а здесь ты пришел, молча протянул ему деньги по ценнику и ушел. Ты похвали его товар. В процессе общения попроси скинуть цену. В итоге и ты доволен, и ему приятно», — учил он меня. Вроде все просто, а сколько житейской мудрости в этих словах.
Другой случай мы вспоминали с улыбкой при каждой встрече. Весной 1993 года к Ерлану приехала супруга Бахыт с полуторагодовалым кучерявым ангелочком — дочерью Фаризой. В один из выходных Ерлан занес спящую кудряшку ко мне в комнату. Сказал, что они уезжают на базар, а мне доверяют побыть нянькой, и исчез. Когда малышка проснулась, выяснилось, что родители забыли оставить ее обувь. Поэтому до самого вечера мне пришлось носить ребенка на руках. За это время мы успели два раза покушать, поспать и погулять. Когда наконец родители приехали и поняли свою оплошность, хохотали все. И даже малышка. «Ну ты кадр, Аманжол. Нет, чтобы вскрыть нашу комнату и забрать тапочки, а ты?!»
Вскоре Ерлан перевелся в Погранслужбу и на несколько лет мы потеряли друг друга из виду, так как он мотался по границе.
Лишь в 2004 году судьба вновь свела нас. Созданный Научно-исследовательский институт КНБ, куда я был переведен по службе, почти два года располагался на территории части, которой командовал подполковник Махаев.
С огромной гордостью я тогда смотрел на своего однокашника — зрелым руководителем стал наш неунывающий оптимист Ерлан Мейрамбекович. Большой коллектив отряда пограничного контроля «Астана» любил и уважал своего достойного командира.
С 2007 года мы опять разъехались по службе. Я получил назначение в Москву, а Ерлан стал заместителем Командующего региональным командованием «Онтустик». Конечно же, мы внимательно отслеживаем судьбы наших однокашников, ведь целый год курсантской жизни сблизил нас и невозможно забыть наше второе студенчество. Когда кто-нибудь из наших приезжает в Астану, объявляется команда «Сбор» и мы вновь на несколько часов становимся курсантами. «А помнишь?..».
Вечером 25 декабря 2012 года зазвенел телефонный звонок и взволнованный голос Нуреке, руководившего территориальным департаментом, спросил: «Кто из нашей группы в погранслужбе? Под Шымкентом произошла авиакатастрофа». «Ерлан и Талгат», — ответил я и сразу начал названивать обоим.
Пограничники сумели в сжатые сроки провести опознание и объявили, что прощание с погибшими состоится 30 декабря в Шымкенте. В большом зале выстроились цинковые гробы с фотографиями. Я шел вдоль них и вглядывался в светлые лица людей в зеленых фуражках. Дошел до конца и вдруг испугался. Ерлана нет. Неужели не успели опознать? Вернулся вновь и стал читать уже по фамилиям. Вот он — полковник Махаев Е.М. Но на фото он почти весь седой. Его густых черных кудрей, по которым я мог бы сразу узнать его, не было. На меня смотрел другой человек.
Так первым ушел от нас друг Ерлан Махаев.
Я специально выучил суры из Корана, чтобы читать молитву на могиле Ерлана и впервые прочел ее на 40-дневном поминовении в Кызылорде.
Иманды бол, досым.
Источник: Sputnik Казахстан
Comments
Loading…