НУР-СУЛТАН, 01 ноября. В казахском героическом эпосе немало сказаний о легендарных исторических личностях-батырах, пишет Zonakz.net.
Почетное звание »батыр» присваивалось своему национальному герою только народом. В знак особенного предпочтения некоторые казахские роды называются именами своих предков-батыров. Например, Байбакты, Алаша (Алаш), Каракесек, Есентемир и т.д. Герои — всегда честь и слава народа. Описание воинских доблестей всего казахского народа мы находим в летописях, устных и письменных произведениях древних авторов. В «Повести временных лет» сообщается о столкновениях отряда Святослава в 968 г. и отряда князя Мстислава с кайсаками на юге реки Кобан. Историк А.Левшин, ссылаясь на падишаха Бабера, свидетельствует: «В начале ХVI столетия в степях Кыпчака и Чете появилось владение казахского хана Арслана, который столь был могуществен, что мог выставить 400000 готового к бою войска».
В некоторых дошедших до нас источниках говорится о прекрасных казахских наездниках, их доблестных подвигах, приносящих победу в бою. Крупным, доблестным военачальником был потомок основателя казахского ханства Аз Жаныбека, племянник Тауке-хана Оразмухамед (Оразмамбет). Он отличался полководческим талантом и личной храбростью во главе трехтысячного воинского подразделения в схватке со шведами на стороне русских в 1591 году. За блестящую победу под Нарвой награден золотой медалью Георгия Победоносца. Оразмухамед в течение 20 лет нес воинскую службу в командном составе русской армии. Этот отважный казах погиб от рук сатрапов-предателей, служивших Лжедмитрию II.
Хан казахов Младшего жуза Абулхаир также известен как полководец. В 1726 г. в местечке Ардабасы Всеказахский съезд объявил 36-летнего Абулхаира Мухаммедказы бахадура главным Сардаром объединенных казахских войск. Решающее сражение с жунгарами произошло весной 1729 г. в местечке Аныракай. У жунгаров участвовало в этой схватке 42-44 тыс. всадников, а численность казахских сарбазов составила 38-40 тыс. У жунгаров имелась артиллерия. Абулхаир одержал блестящую победу над жунгарами, опираясь на свое военное искусство. Присоединение Казахстана, вернее, западной части — Младшего жуза, к России связано с именем Хана Абулхаира.
Историк-исследователь Вл. Владимиров пишет: «…документ, подписанный 19 февраля 1731 года Анной Иоановной, милостью даровал хану Абулхаиру, его старшинам и войску полное право умирать за российские интересы по первому же требованию Петербурга». Из этих строк можно понять, что России нужно было казахское войско, вменив в его обязанность защищать южные границы, исполнять карательные функции в отношении беспокойных соседей. И в действительности казахские сарбазы, наравне с русскими, служили в Армии Российского государства.
Другой казах — военный деятель Сергазы (Шир-газы) Каипулы принимал активное участие в русско-шведской войне, был произведен в майоры. После войны служил адъютантом крупного вельможи графа А.Зубова. В 1789 г. возглавлял казахскую депутацию в С.-Петербурге, в 1790-95 гг. занимался дипломатической деятельностью в Средней Азии. Сочувственно относился к действиям предводителя национально-освободительного движения Сырым батыра Датулы, за что в течение трех лет находился в опале. В 1806 г. он оставляет службу и остается в Орде, отказавшись от всех правительственных почестей.
Казахи Младшего жуза участвовали в Отечественной войне 1812 г. Участник этой войны писатель С.Н. Глинка писал: «Несмотря на различие веры, языка, обычаев и условий быта, вместе с сыновьями России за русскую землю героически сражались сыновья других народов, в т.ч. и кочевых народов».
В составе Тевтярского и Башкирского полков находились жигиты из Младшего жуза. Жигит Нарынбай Жанжигитов за героический подвиг при взятии Парижа был награжден боевым орденом и двумя медалями. После войны, выйдя в отставку, жил в степях Оренбуржья. Боец из Башкирского полка Амен Байбатыров награжден серебряной медалью за храбрость в сражениях под Лейпцигом и Глочауе. Отслужив, он воспевал героические подвиги русских и казахских парней. На его талант обратил внимание А.Н. Плещев. Оренбургским казачьим полком командовал крещеный казах Яков Беляков (Жакыл Аккулов).
Особого внимания народа заслуживают батыры, посвятившие себя освобождению своего народа от национального гнета и порабощения, вышедшие из простого народа. Султаны Аргынгзы, Каратай, Досалы также отстаивали независимость казахского народа.
Батыр Сырым первым поднял знамя национально-освободительного движения. Знамя Сырыма было подхвачено его последователями. За будущее своего народа отдал жизнь Исатай батыр. Тюремное заключение, гибель семьи, потеря близких друзей, наконец, его героическая смерть на поле боя создают ему ореол мученика. «Он обладал исключительной отвагой», — отмечал его палач полковник Геке.
О другом народном батыре Жанкоже офицер генерального штаба русской армии Л. Мейер пишет: «Личность Джан-Хаджи есть светлое явление в истории киргизского народа. Еще долго сохранится в памяти народа это имя. Настоящее поколение Сыр-Дарьинских киргизов считает его святым, и, должно полагать, время еще укрепит это понятие». Батыр Есет, сын известного наездника, отчаянного предводителя Котыбара, несколько иного характера, в нем видим более ловкого предводителя, действительно заботящегося о благе своих соотечественников.
Первым казахом, удостоенным высшего военного чина в 1841 г., был хан Букеевской Орды Жангир Букейулы. Царская грамота гласит об этом: «Божьей милостью мы Николай Первый, Император и самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая. Известно и ведомо да будет каждому, что мы хана Киргизской Орды Джагера Букеева в знак благоволения нашего к нему, Всемилостивейше пожаловали в генерал-майоры… Мы сим жалуем и утверждаем … всем нашим подданным нашего генерал-майора надлежащим образом признать и почитать…»
В 1847 г. султан Баймагамбет Айшуакулы за доблесть удостоится в С.-Петербурге представления Государю Императору, и за оказанную в службе ревность и прилежность Всемилостивейше награжден чином генерал-майора.
Султан Баймагамбет, правитель западной части Младшего жуза, оказал неоценимую услугу в совершении похода, когда русская армия шла «с войной и грозою на Хиву». Этот поход возвысил Баймагамбета в глазах русских офицеров, прежде всего, перед генералом Перовским. О нем писатель В.Г. Короленко отзывался так: «…Султан Баймагамбет — заслуженный боевой генерал, пользовавшийся большим влиянием в Петербурге. Казаки до сих пор отзываются о нем с большим уважением, а киргизы возлагали на него большие надежды». Вместе со своим отцом Баймагамбетом в 1847 г. удостоился царской аудиенции его сын Мухамбетжан. Мухамбетжан в жизни всегда шел по стопам отца. Он принял участие в укреплении форпоста Ново-Петровск. В 1869 г. в должности султана-правителя средней части Младшего жуза Мухамбетжан Баймагамбетов за боевые подвиги во взятии Ак-Мешита получил звание генерал-майора. Он был кавалером многих орденов империи, в т.ч. он носил высшую награду — орден Святой Анны I степени. Он общался с императорами России — Николаем I, Александром II и встречался в Уральске с наследником Николая — будущим императором.
Самым видным военным деятелем царской России из казахов был сын хана Жангира Губайдолла. В 1856 г. после окончания военного учебного заведения в С.-Петербурге Губайдолла Жангирулы получил звание младшего офицера кавалерии. В следующем году он направляется в Оренбург, где возглавляет работу, связанную с ведением дел казахов, башкир, калмыков. В 1866 г. в звании ротмистра проходит службу на Дону у казаков. Через два года полковник Губайдолла переводится в Северо-Западный военный округ. В 1871 г. Г.Жангирулы становится флигель-адъютантом. В 1874 г. император Александр II назначает его руководителем телеграфного департамента, одновременно он выполняет обязанности по делам казахов. 1877-1878 гг. он участник русско-турецкой войны. Войну он заканчивает в чине генерал-майора и в Министерстве внутренних дел возглавляет сферу национальных меньшинств по решению проблем Туркестанского края. Губайдолла Жангирулы в 1888 г. стал генерал-лейтенантом, а через шесть лет достиг чина генерала от инфантерии.
Целую когорту офицеров царской России составляют сыновья хана Жангира.
Султан Сакыпкерей Жангирулы — выпускник Имераторского пажеского корпуса, в звании корнета лейб-гвардии казачьего полка удостоился Сенатом княжеского достоинства. Султан Исмаил Жангирулы окончил Неплюевский кадетский корпус. Султан Ибрагим Жангирулы достиг звания гусара лейб-гвардейского полка. В 1863 г. он — князь Чин-чин — удостоился звания полковника. Султан Азметкерей Жангирулы — выпускник Пажеского корпуса, в 1870 г. достиг чина полковника. Внук (жиен) Жангира Ахмет Жанторин в чине полковника возглавлял восточную часть Младшего жуза в качестве султана-правителя. Другой внук Жангира Мухамбет Жанторин имел чин полковника, внук хана поэт Шагерей Букеев — тоже кадет.
Первые выпускники жангирской школы в Жаскусе (ныне — Орда) Мухамедсалык Бабаджанов, Мухамед жан Бекмухамедов (Макаш), окончив Неплюевский кадетский корпус, получили военные звания. Чин полковника имел один из сыновей Сырым батыра — Казы. За подвиги в Хивинском походе уроженцу нынешнего Карачаганака Ержану Шолакову царским указом вручен орден св. Великомученика Георгия Победоносца. Полковник Ержан Шолаков в 1882 г. принял участие в «Священном короновании их Императорских Величеств».
В начале ХХ века окончили с отличием Уральское войсковое училище 18 юношей-казахов. Выпускники этого учебного заведения — Халел Досмухамедов, Нургали Ипмагамбетов, Даулетшах Кусепкалиев, — получив в С.-Петербурге в стенах Императорской военно-медицинской академии соответствующую специальность, работали медиками в различных военных округах.
Выпускник Сабыржан Сарыковжин поступает в Московское военное училище. В 1919 г. он руководил военным ведомством правительства Западного отделения Алаш-орды Жимпиты. Молданияз Бекимов после завершения учебы в реальном училище в 1902 г. продолжил учебу в Казанском пехотно-юнкерском училище, в 1914 г. удостоился звания штабс-капитана.
Таковы некоторые далеко не полные сведения о батырах и военных деятелях-казахов в прошлом.
Comments
Loading…