НУР-СУЛТАН, 31 августа. По мнению доктора исторических наук Лайлы Ахметовой, занимающейся изучением истории военных лет, казахстанские дивизии оказались на линии фронта в один из самых тяжелых моментов войны – враг шел в наступление на Ленинград и Москву. Позже казахстанцы защищали Сталинград и Харьков…
Казахстан отправил фронту 1,2 миллиона бойцов. К началу же Великой Отечественной войны службу проходили 178 тысяч казахстанцев (в том числе 40 600 казахов). В Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийские дивизии и 7 стрелковых бригад, 50 отдельных полков, включая 2 артиллерийских дивизиона, 4 минометных дивизиона, 3 авиационных полка, 14 отдельных батальонов. Из них полностью за счет средств республики формировались две стрелковые бригады (100-я – в Алма-Ате, 101-я – в Актюбинске) и три кавалерийские дивизии (96-я – в Усть-Каменогорске, 105-я – в Джамбуле, 106-я – в Акмолинске). Обе бригады воевали на важнейших направлениях. 96-я дивизия еще при формировании в Усть-Каменогорске была реорганизована, и в марте 1942-го на ее базе создан 13-й кавалерийский полк. 105-я и 106-я дивизии с прибытием в действующую армию были расформированы с передачей личного состава в ранее созданные части.
Кроме того, на работу в промышленности и на стройках мобилизовали свыше 700 тысяч человек.
Защищая Москву
Среди защитников Москвы были 316-я, 238-я, 312-я, 387-я и 391-я казахстанские дивизии.
«Одной из первых провожали со станции Алма-Аты-2 316-ю стрелковую дивизию под командованием Ивана Панфилова. На перроне играла музыка, стояли руководители республики во главе со Скворцовым и Шаяхметовым. Она во всех смыслах оказалась первой, – поясняет доктор исторических наук Лайла Ахметова, – Трагедия наших частей под Москвой в том, что они оказались на фронте в самое тяжелое для войны время. Красная Армия отступала, многие попадали в плен. Под Брянском и Смоленском, в котле оказались и не могли выбраться 20 дивизий. Чудом прорвавшийся из этого кольца Рокоссовский получил в составе армии одну 316-ю дивизию, корпус генерала Доватора, курсантский полк Младенцева плюс ополченцев. Нужно было оборонять 66 километров дороги на Волоколамском шоссе, 44 из них достались 316-й дивизии. А против армии Рокоссовского стояли танковый корпус генерала Гепнера, три стрелковые дивизии и куча других соединений. Оборонявшие Москву части совершили подвиг, предпринимая нереальные усилия и маневры в условиях столь неравных сил.»
До Бреста фашистские солдаты проходили 100–120 км в день, потом – 80–50 км в день, под Смоленском – 30–16 км, а когда столкнулись с Панфиловской дивизией, затормозились до 2–5 км в день.
«Две дивизии под Москвой защищали город Тулу – 238-я и 387-я (Перекопская), сформированные в Акмолинске, – продолжает историк. – Туляки гордятся, что не сдали город, где находился знаменитый оружейный завод, заминированный на случай взятия врагом. Наша 387-я дивизия сражалась всего в двух километрах от оружейного завода. После Тулы на ее боевом пути были Москва, Сталинград, Симферополь, Севастополь, Крымская операция 1944 года и Румыния. А 391-я Режицкая Краснознаменная дивизия, сформированная в августе – ноябре 1941-го, после участия в обороне Москвы воевала на Северо-Западном фронте и в числе первых в 1944 году вошла в Латвию.»
Оборона Ленинграда и Сталинградская битва
«В Акмолинске были сформированы 310-я и 314-я стрелковые дивизии, отличившиеся при обороне Ленинграда на Синявинских высотах и Дороге жизни. Есть поселок, в нем находится братская могила, где похоронено 3 000 акмолинцев», – говорит Лайла Ахметова.
Одним из переломных сражений Великой Отечественной войны была Сталинградская битва. Там воевали казахстанские стрелковые дивизии – 29-я, 38-я, 387-я и 27-я, а также – 152-я стрелковая бригада и 81-я кавалерийская дивизия.
» В Сталинградской битве совершили свои подвиги Герои Советского Союза летчик Абдиров, минометчик Спатаев, лейтенант Рабаев, – отмечает Лайла Ахметова. – Символом мужества стал дом Павлова, бои продолжались 58 суток, в числе защитников дома был Толебай Мырзаев. Известна Высота 11 героев Востока, ее защищали бойцы из Казахстана и Средней Азии. Все они пали смертью храбрых, но не пропустили врага. Одна из улиц Волгограда названа Казахской в дань памяти героизму казахов при обороне Сталинграда.»
» 30-я гвардейская Рижская Краснознаменная дивизия формировалась к марту 1942 года в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Алма-Ате, – говорит историк. – 88-я Витебская Краснознаменная дивизия рождалась в Алма-Ате, как 39-я стрелковая бригада из курсантов пулеметного училища, школ сержантского состава и снайперских курсов, а также из военнообязанных из Южного Казахстана и Семиречья. А 991-й авиаполк ночных бомбардировщиков был сформирован в сентябре 1942 года в Алма-Ате на базе авиашколы пилотов первоначального обучения. С 1943 по 1944 год он участвовал в Прибалтийской наступательной операции.»
Восстановленная история
Общественное объединение “Бирлик” украинского города Харькова в составе научно-поисковой группы Макки Каражановой, Татьяны Крупы, Леонида Карцева, Люсии Оксак более пяти лет занимается установлением участия воинов Казахстана в освобождении Харькова и Харьковской области.
«Главным достижением стало выяснение судьбы 106-й кавалерийской дивизии из Казахстана. Удалось найти редчайшие архивные документы, с помощью которых установлены фамилии бойцов, – рассказывает Макка Каражанова. – Публикация их имен дала мощную обратную связь от родных этих воинов. Они присылают нам рассказы о своих отцах, дедах, прадедах, высылают фотографии. Там пишется история героической дивизии. Сегодня мы с гордостью говорим, что Харьков и Харьковская область в годы Великой Отечественной стали для воинов-казахстанцев символом стойкости духа и мужества. Об удивительной сплоченности воинов-казахов мне всегда говорят фронтовики – они никогда раненого не оставляли и, понимая, что могут погибнуть, все равно старались спасти его… А за минувший год удалось прояснить многое по 38-й стрелковой дивизии, сформированной в Алма-Ате.»
По словам Макки Каражановой, поисковики получили возможность поработать в Центральном архиве министерства обороны в Подольске и собрать сведения о 38-й дивизии с описанием боев и картами местности. Живы еще очевидцы тех событий. В школе села Терновой есть небольшой музей, где сохранены письма и фотографии воинов-казахстанцев. Из документов стало известно, что из дивизии численностью около 9 тысяч человек после Харьковского сражения в Сталинград придут всего 150 бойцов. В битве за этот город восстановленная 38-я дивизия за мужество и героизм была переименована в 73-ю Сталинградскую гвардейскую стрелковую дивизию!
В мае 1943 года в Акмолинске была сформирована дивизия, названная затем 72-й гвардейской стрелковой Красноградской Краснознаменной дивизией.
На врага с голыми руками
» От некоторых историков Казахстана слышу, что о 106-й кавалерийской дивизии было известно до наших поисков, – отмечает Макка Каражанова. – Но как о соединении, сформированном в Казахстане, и все – ни списков фамилий, ни актов передачи, ни свидетельских показаний, ни карты боев. Эти документы восстановила наша группа. Поиски по 106-й нас постоянно наталкивали на вопросы о 105-й дивизии: каков ее боевой путь, численный и поименный командный состав? Попросили друзей из Казахстана узнать в библиотеках – результат отрицательный. Важнейшим документом является акт принятия и передачи дивизии, если она расформировывалась. У 106-й дивизии мы нашли три акта приемки, но в каждом из них численность бойцов была разной. В первом акте – 4 091 боец, во втором – 4 175, в третьем – 4 416. У 105-й дивизии акт приемки пока один, но, как говорится, мы еще здесь далеко не заходили…»
В 106-ю дивизию вошли три кавалерийских полка, конноартиллерийский дивизион и полуэскадрон связи. Формирование частей началось 10 декабря 1941 года. Командиром дивизии был назначен майор Борис Панков, комиссаром – политрук Нуркан Сейтов. На 90 процентов дивизия была укомплектована военнослужащими казахской национальности из Акмолинской, Кустанайской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областей. Лошади также поступили из этих регионов. В конце марта – начале апреля 1942 года дивизия несколькими эшелонами была отправлена в состав 6-го кавалерийского корпуса Юго-Западного фронта на Харьковское направление. По словам Макки Каражановой, она тоже была расформирована по прибытии:
«Удалось выяснить, что 106-ю дивизию расформировали по трем другим из состава 6-го корпуса. Наши бойцы воевали в 26-й, 49-й и 28-й дивизиях. Есть документ, что на 4 091 человека в 106-й дивизии было всего… 102 винтовки. И три с половиной тысячи сабель.»
В составе 6-го корпуса части 106-й дивизии продвинулись на 50 километров. Это были кровопролитные бои за Красноград. Таяли силы, продовольствие и боеприпасы. Но о них словно забыли. Подмоги не было. А после 26 мая Харьковский котел захлопнулся.
Под командованием Калашникова
105-я кавалерийская дивизия была сформирована в Джамбуле по постановлению Государственного комитета обороны СССР № 894 от 13 ноября 1941 года. До сентября 1943-го были образованы 81-я и 105-я дивизии, а также отдельные стрелковый и инженерно-строительный батальоны, три рабочих батальона, пять железнодорожных рот и дегазационный отряд.
» Командиром 105-й кавалерийской дивизии был назначен полковник Владимир Калашников, опытный военный, выпускник Академии имени Фрунзе, участник гражданской войны, – пояснила Макка Каражанова. – В июне 1942-го дивизию направили в Московский округ. Мы нашли приказ от 13 августа 1942 года о расформировании и переобучении дивизии: “Младший начальствующий и рядовой состав – 4 165 человек – обратить на укомплектование артиллерийских центров округа. Лошадей, седла, автотранспорт, повозки, кухни, вооружение и другое имущество всех видов снабжения использовать по плану командования войсками Московского военного округа на доснабжение стрелковых дивизий и бригад, выводимых на доукомплектование с фронта”. Но вся ли дивизия, не принимая участия в боевых действиях, была передана или частями? Есть документ от 15 августа 1942 года о том, что она в полном составе передается на доукомплектование 1-го гвардейского кавалерийского корпуса Западного фронта. Но в этом еще предстоит разобраться, как и с численностью – 4 165 человек или все-таки 3 432? Но одно неоспоримо – бойцы 105‑й, как и других наших стрелковых дивизий – 100-й и 101-й, – сражались примерно в 200 километрах от Москвы.»
От Кустаная до Кёнигсберга
21 декабря 1941 года в Кустанае приступили к формированию 151-й отдельной стрелковой бригады. По данным местного историка Натальи Здоровец, командиром был назначен майор Леонид Яковлев, успевший повоевать на Ленинградском направлении фронта.
В бригаду вошли четыре стрелковых батальона, артдивизион, противотанковый артдивизион, минометный батальон, батальон связи и отдельные роты – разведывательная, саперная, медицинская, автомобильная и рота автоматчиков. 26 апреля 1942 года на городской площади Кустаная состоялся митинг, посвященный уходу на фронт.
На Северо-Западном фронте
151-я стрелковая отправилась в распоряжение Северо-Западного фронта шестью эшелонами до станции Валдай. А 14 мая, через четыре с половиной месяца с момента приказа о формировании, она совершила 180-километровый марш к линии фронта. Боевое крещение бригады состоялось 8 июня. Целый месяц казахстанцы, проявляя отвагу и мужество, дрались на участке фронта у озера Суган. Пулеметчик Дунский из Убаганского района в одном бою уничтожил 32 солдата и офицера противника. Личным примером воодушевлял бойцов политрук Бондаренко. Во время боя в блиндаж влетела вражеская граната, он схватил ее и бросил в сторону наступавших фашистов, где она и взорвалась. За этот бой Бондаренко был награжден орденом Красного Знамени. Санинструктор Валентина Веледницкая только за один день вынесла с поля боя 37 тяжелораненых бойцов. “Вместе с их оружием”, как особо отмечалось в документах того времени.
В феврале 1943 года 151-я стрелковая, усиленная легкой артиллерийской бригадой и одним артиллерийским полком, была переведена в резерв Северо-Западного фронта и, вклинившись в боевые порядки врага, закрепилась на достигнутом рубеже. Казалось бы, небольшой успех, но именно он не дал противнику возможности снять свои дивизии с фронта, чтобы бросить их на Ленинградский фронт, где положение создалось крайне тяжелое. Казахстанцы надолго заняли оборону севернее Старой Руссы.
За Родину!
В сентябре 1943-го 151-я бригада была переформирована в 150-ю стрелковую дивизию. В мае 1944 года командование ею принял полковник Шатилов, а полковник Яковлев уехал на учебу в Москву. К тому времени войска 2-го Прибалтийского фронта перешли в наступление и расширили прорыв до 150 километров. 12 июля 1944 года части дивизии освободили город Идрицу. Приказом Верховного главнокомандующего Сталина уже от 23 июля 1944 года дивизии присвоено наименование Идрицкая. До конца ноября она освободила сотни населенных пунктов, проявляя массовый героизм. Наводчик орудия младший сержант Повод, уроженец поселка Ливановка Камышинского района, уничтожил 3 пулеметных расчета противника, минометную батарею и 50 вражеских солдат. Повозочный красноармеец Садертин Баймухамедов под вражеским огнем бесперебойно доставлял боеприпасы на позиции и, проявив инициативу, подобрал 100 трофейных немецких снарядов для наших 150-миллиметровых пушек. Командир орудия старший сержант Курмаш Байсарин из Орджоникидзевского района подбил две грузовые машины противника. Все трое награждены медалью “За отвагу”.
Дошагали до Берлина
Под новый 1945 год дивизия влилась в состав 1-го Белорусского фронта и в феврале участвовала в разгроме шнайдемюльской группировки. Указом Президиума Верховного Совета СССР за ночной бой у озера Вошванзее была награждена орденом Кутузова II степени. 17 марта, совершив 160-километровый марш, она прибыла в район Кёнигсберга. 16 апреля был взят город Кунерсдорф. Эта победа была достигнута ценой потери большей части дивизии. Но, как сообщается, уже 22 апреля в ходе Берлинской наступательной операции она приняла одно из девяти специальных знамен, предназначенных для водружения над рейхстагом. Во время его штурма командир взвода разведки 674-го полка150-й стрелковой дивизии Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов установили флаг над главным зданием рейхстага. Приказом Верховного главнокомандующего от 11 мая 1945 года дивизии было присвоено наименование Берлинская.
Гвардейцы с Востока
Сформированная в первые дни войны в Усть-Каменогорске 238-я стрелковая дивизия проявила героическую стойкость в боях под Москвой и в 1942 году переименована в 30-ю гвардейскую.
В 1985 году, к 40-летию Победы, улица в центре Усть-Каменогорска была названа в честь 30-й гвардейской дивизии. Документальную память о ней хранят в областном историко-краеведческом музее. Как следует из архивов, весной 1941 года из Узбекистана в город прибыла группа офицеров с задачей сформировать 238-ю стрелковую дивизию. С началом войны ее в кратчайшие сроки укомплектовали призывниками из Лениногорска, Шемонаихи, Быструхи, Секисовки, Уварово, Донского и других сел. А уже в сентябре бросили на передовую. Танковые и моторизованные части гитлеровцев пытались перерезать дорогу от Тулы на Москву. Три месяца дивизия отбивала яростные атаки вооруженного врага, а 6 декабря в составе Западного фронта перешла в наступление.
«В январе 1942-го 238-ю дивизию бросили на тяжелый участок с задачей отбросить врага от железной дороги на Калугу, – указано в воспоминаниях командира роты Дмитрия Колнобруцкого. – Пять дней шли упорные бои, село Мызга пять раз переходило из рук в руки, и наконец 10 января две роты окончательно выбили врага.»
В мае 1942-го за проявленный героизм дивизию наградили орденом Красного Знамени и преобразовали в 30-ю гвардейскую. Через два месяца с численностью 11 тысяч бойцов она вновь оказалась на самых кровопролитных участках под Ельней и Ржевом. 15 октября 1944-го дивизия освободила столицу Латвии, получив почетное название Рижская.
» 30-я гвардейская дивизия освободила от гитлеровцев 1 200 населенных пунктов, в том числе 8 крупных городов, – значится в музейной справке. – Более 13 тысяч ее воинов награждено за боевые заслуги орденами и медалями.»
По данным краеведов, из Восточного Казахстана на фронт ушло около 200 тысяч человек. Звание Героя Советского Союза получили 60 бойцов, орденами и медалями награждено 30 тысяч. Всего в Усть-Каменогорске в 1941 году были сформированы четыре стрелковые дивизии и 375-й истребительно-противотанковый артдивизион, участвовавший в штурме Берлина.
В ржевском пекле
Как свидетельствуют архивные документы, 101-я отдельная стрелковая бригада создавалась в городе Актюбинске в период с 5 декабря 1941 по 1 мая 1942 года.
Начало ее формированию положили постановление Государственного комитета обороны СССР от 13 ноября 1941 года и директива наркома обороны СССР от 20 ноября 1941 года “О формировании национальных стрелковых соединений”. На основании этих документов уже 27 ноября был издан приказ командующего Среднеазиатским военным округом “О формировании 100-й и 101-й стрелковых бригад”.
В состав 101-й бригады вошли 3 804 солдата и командира, причем более 50 процентов из них – казахской национальности. Воинское соединение формировалось из жителей Актюбинской, Гурьевской, Западно-Казахстанской, Кзыл-Ординской областей Казахстана. Командиром бригады на начальном этапе был подполковник Севастьян Яковленко, комиссаром – старший политрук Нури Алеев.
А вот любопытные данные по материально-техническому оснащению бригады. Ей было передано 16 грузовых и 6 легковых автомобилей, более 460 лошадей, 52 парные и одноконные подводы, 89 седел, 1 089 полушубков, 1 428 шапок-ушанок и другое имущество.
С 19 по 23 октября 1942 года казахстанцы следуют на Калининский фронт в состав 39-й армии. Их боевое крещение состоялось 28 ноября близ города Оленино Калининской (ныне Тверской) области… Здесь в кровопролитных боях на Ржевском направлении рождалась фронтовая история 101-й бригады. Затем она принимала участие в освобождении Витебской и Смоленской областей, Белоруссии и Литвы, а летом 1944-го в связи с реорганизацией личный состав был передан в 47-ю и 90-ю гвардейские стрелковые дивизии.
Источник: Караван
Comments
Loading…