НУР-СУЛТАН, 18 июля. Государственный архив Нур-Султана, «Казахстанская правда» и столичный Математико-экономического лицей № 1 провели очередной этап совместного проекта «Связь поколений», посвященный Победе в Великой Отечественной войне.
Работники архива обеспечили доступ к оцифрованным документам о славном боевом пути сформированных в нашем городе воинских соединений, а журналисты, учителя и ученики 9 «Б» класса МЭЛ № 1 каждый у себя дома изучали их и обменялись данными online.
Обязанности в совместном проекте распределили между собой заранее. Так, журналисты «Казахстанской правды», с опорой на архивные документы, рассказали о славном боевом пути наших земляков, а девятиклассники под руководством учителя истории Светланы Самылтаровой написали сочинения, в которых поделились своими мыслями и впечатлениями.
» Мы поработали с документами постоянного хранения за 1941–1945 годы объединенного архивного фонда № 430. В нем значатся материалы, собранные нашими архивистами в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации. По ходу чтения делали выписки, не забывали правильно указывать даты, имена героев, номера боевых соединений, а также названия архивных дел», – говорит Светлана Самылтарова.
По словам педагога, столичный архив богат документами о знаменитых казахстанцах – героях Великой Отечественной войны. В описи 16 указанного фонда ребята, к примеру, нашли учетные карточки, орденские книжки Героев Советского Союза Малика Габдуллина, генерал-майора, летчика Талгата Бегельдинова, Халык Кахарманы Сагадата Нурмагамбетова – первого министра обороны независимого Казахстана, Халык Кахарманы Рахымжана Кошкарбаева.
Интересны данные о Рахымжане Кошкарбаеве, родившемся в колхозе «Ворошилов» Акмолинской области. В 1942 году он был призван в ряды Красной армии, стал командиром взвода легендарной 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова стрелковой дивизии, участвовал в штурме Берлина и 30 апреля 1945 года вместе с Григорием Булатовым первым водрузил штурмовое знамя над Рейхстагом. После окончания войны служил в группе советских войск в Германии, а в 1947 году вернулся в Акмолинск и долгие годы работал в горисполкоме.
Не менее важны и другие документы – журналы, описания, истории боевых действий воинских подразделений, сформированных в Акмолинске. В нашем городе были созданы 310-я, 387-я, 29-я (в дальнейшем переименована в 72-ю) стрелковые дивизии, а также 106-я Казахская национальная кавалерийская дивизия, о которой, к сожалению, нет официальных сведений в архивах, но мы можем изучать ее героическую историю по другим источникам, в частности, по книгам Майдана Кусаинова, командира казахстанского поискового отряда «Мемориальная зона», на протяжении многих лет собиравшего сведения о наших воинах-земляках.
Итак, июль 1941 года. В Акмолинске стоит страшная жара, столбик термометра поднимается до 40 градусов. В один из таких дней к военкоматам подходят многочисленные добровольцы и мобилизованные из самого города, а также Атбасара, Вишневки. По железной дороге подъезжают новобранцы из Кокчетава, Кустаная, Караганды. Еще никто не знает, почему всех собирают в Акмолинске, почему не отправляют сразу на запад, где гремят тяжелые сражения?
Городская площадь и прилегающие улицы заполнены будущими воинами, не хватает питьевой воды, в городе только две столовые и несколько буфетов. Новобранцев 310-й стрелковой дивизии необходимо оперативно расквартировать. Вскоре их размещают в палаточном городке вблизи речки Соленая балка, на месте нынешних корпусов Евразийского университета. В связи с тяжелым положением на фронте обучение бойцов занимает не более месяца. К концу июля их подготовка завершена, они уже умеют окапываться, лежа под огнем противника (пока условным). По курсу огневой подготовки им успевают разъяснить только азы, каждый боец сделал по 2–3 выстрела. Уже 30 июля части дивизии приведены к военной присяге и вскоре отправляются на фронт.
В журнале боевых действий 310-й стрелковой дивизии читаем, что боевое крещение ее бойцы получили 8 сентября 1941 года под Ленинградом. В сентябрьских и октябрьских ожесточенных сражениях на синявинских болотах они учились боевому мастерству. Прибыв на Волховский фронт, ее бойцы очистили от захватчиков железную дорогу Тихвин – Волхов, сдерживали наступление противника в сторону Ленинграда. Дивизия обеспечивала и работу знаменитой «Дороги жизни». Половина водителей, доставлявших грузы через Ладогу в Ленинград, – наши акмолинцы. Позже, в январе 1944 года, дивизия приняла участие в освобождении Новгорода. За успешное выполнение боевой задачи и проявленный бойцами массовый героизм дивизии было присвоено почетное наименование «Новгородская». В конце войны наши земляки овладели крупной военно-морской базой и портом на Балтийском море – городом Гдыня, а затем обеспечивали на северном фланге наступление советских войск на Берлин.
А тем временем в Акмолинске, как только отправили на фронт последний эшелон 310-й стрелковой дивизии, началось формирование новых соединений.
В конце октября 1941 года во временном военном городке у Соленой балки, также после обучения, привели к присяге воинов 387-й стрелковой дивизии. В ночь на 7 ноября 1941 года началась погрузка личного состава, техники и снаряжения в эшелоны. Боевое крещение эта дивизия приняла на реке Ока, западнее Тулы, 27 декабря 1941 года. Затем ее перебросили под Сталинград. В повести Юрия Бондарева «Горячий снег» показан беспримерный марш-бросок частей 13-й армии, в том числе бойцов и командиров 387-й стрелковой дивизии, в результате которого были сорваны планы немецкого командования по деблокированию своей сталинградской группировки во главе с Паулюсом. Впереди бойцов 387-й дивизии ждали Перекоп, Севастополь, при взятии которых они проявили массовый героизм. Дивизия получила почетное наименование «Перекопская», была награждена орденом Красного Знамени.
А в Акмолинске в ноябре 1941 года началось формирование еще одного воинского подразделения – 106-й Казахской национальной кавалерийской дивизии. Помещения для ее личного состава выделили в районе городка машинистов, на сороковом разъезде и в частных домах горожан, имеющих большие крытые дворы для конского поголовья. Только в доме Аймишевых, к примеру, располагались 15 кавалеристов со снаряжением и конями, которые укрывались зимой 1941–1942 годов в крытом дворе-сарае.
В начале марта 1942 года 106-я кавалерийская дивизия была отправлена в действующую армию. Ее судьба оказалась трагичной. Наши земляки в составе 6-го кавалерийского корпуса участвовали в Харьковской операции Юго-Западного фронта весной-летом 1942 года, когда неудачное наступление советских войск закончилось их окружением и большими потерями. Среди немногих акмолинцев, вышедших из немецкого котла и продолживших воевать до победы, был рядовой, пулеметчик Мухтар Жаманбаев.
«Декабрь 1941 года. Небольшой городок Акмолинск внешне казался спокойным и глухим. Серенькие домики, овеянные холодными сибирскими ветрами и пургой, уныло горбились среди сугробов. Здесь не было слышно артиллерийской канонады, тяжелых взрывов авиабомб и пулеметной стрельбы. Сюда лишь доносилось грозное дыхание войны. Сердца акмолинцев бились в едином ритме с сердцем Родины, вступившей в смертельную схватку с фашизмом. Красная армия после тяжелых оборонительных боев перешла в контрнаступление и гнала гитлеровцев на Запад. Враг получил тяжелые удары, но был еще силен. Фронт требовал новых резервов».
«Таким вступлением начинается один из интереснейших документов столичного архива – «Боевая история 72-й (29) гвардейской стрелковой Красноградской Краснознаменной дивизии». Она прошла славный боевой путь от Сталинграда, Курска до Румынии, Австрии, Чехословакии. Ее боевой путь описал наш земляк, оставшийся неизвестным», – поделилась сведениями ученица 9 «Б» класса Даяна Кусаинова.
В целом в 310-ю, 387-ю, 72-ю (29) стрелковые дивизии и 106-ю национальную кавалерийскую добровольно и по мобилизационному плану из Акмолинска были призваны 9 783 человека. Разумеется, в этом коротком рассказе невозможно отразить весь героизм наших воинов.
Теперь же мы представляем размышления, отрывки из сочинений учеников МЭЛ № 1.
Сильные духом
Как пишет в своем сочинении Адель Балабекова, в июле 1941 года в Акмолинске была собрана 310-я стрелковая дивизия, которая вошла в состав Северо-Западного фронта. Она состояла из отважных и смелых бойцов, воевавших за нашу свободу. Среди них не только акмолинцы, но и бойцы из других регионов Казахстана и республик Советского Союза.
«Изучая архивные документы, я словно перенеслась в годы Великой Отечественной, своими глазами увидела ужас тех времен», – признается ученица.
По собранным ею данным одним из героев того времени являлся Семен Голопятов. Он проявил отвагу, поддерживая наступление пехоты на поле боя. 31 марта 1944 года разбил 4 пулемета и разрушил 2 блиндажа. Позднее, в ходе освобождения города Гдыня, Голопятов уничтожил 2 противотанковых оружия, пулемет и более 10 вражеских солдат.
Она считает, что когда мы говорим об освобождении Польши, важно упомянуть подвиги артиллериста Ивана Владимирова, который в одном из боев подбил вражеское штурмовое орудие, подавил 2 пулемета противника, способствовав успешному продвижению стрелкового подразделения дивизии. И на этом список подвигов наших земляков-красноармейцев не заканчивается.
«27 февраля 1945 года сержант Полехов в районе населенного пункта Айкфир, действуя решительно, уничтожил один танк, ручной пулемет и до десятка противников.
Сильным духом отличился и служивший в 310-й стрелковой дивизии уроженец Украины старшина Василий Ржанский. Получив задачу произвести разведку населенного пункта Гросс Мократц (сейчас это территория Польши), он со своим подразделением скрытно вышел на окраину этого села и передал данные нашему командованию. После этого Ржанский со своими бойцами занял два крайних дома. Атаки на наших бойцов следовали непрерывно, но разведчики стойко держали позиции, нанося противнику большой урон в живой силе. Благодаря взятию Гросс Мократца части 310-й стрелковой дивизии развили наступление».
«Я прочувствовала всю смелость и отвагу красноармейцев в боях с врагом. Меня переполняет чувство гордости за наших земляков, бесстрашно и стойко воевавших за Родину», – заключает Адель Балабекова.
В одном строю
Султан Хайнетов в своем сочинении вошел в образ бойца, встал в ряды земляков-акмолинцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной.
«Я там, рядом с нашими воинами из 72-й гвардейской стрелковой дивизии, на поле боя в январе 1942 года. Наступление на Кировоград. В цепи атакующих бежит с ручным пулеметом боец Шамши Жармагамбетов. Из немецкого дзота стреляют пулеметчики. Рядом со мной разрывается снаряд. Чувствую пронзительный звон в ушах, запах гари. Я медленно прихожу в себя, вижу яркие вспышки на горизонте. Холодно, мороз пробивает до костей. С криками «Подъем! Подъем!» ко мне тянется чья-то рука. Встаю, поднимаю винтовку из снега, покрытого золой. Бегу, ноги сами собой несут меня вперед, не слышно ничего, кроме пулеметов, оглушающих выстрелов немецких танков и громкого стука моего сердца. Я думаю лишь об одном, как выжить, часы превращаются в минуты, а минуты в секунды. Вдруг еще одна вспышка…
На календаре 10 января 1942 года. Я – советский разведчик. Действия наших разведывательных групп не прекращаются, на линию боевых охранений выходят саперы и разведчики, обезвреживают фашистские минные поля, захватывают «языков». Ночь. Наша команда из трех человек сидит в засаде в немецком тылу. Руки и ноги коченеют от холода. Чувства обострены, каждый шорох заставляет хвататься за оружие и начать бой. Слышу хруст снега. Это они, фашисты. Взяв в руки гранату, резко выдергиваю чеку и бросаю в их сторону. Враги бросились врассыпную. Я прикрываю отход моего товарища Серика Шарипова, который спешит в нашу часть с только что отнятыми у врага важными документами…
Наконец, я очнулся. Вокруг тихо и спокойно. За окном – ясное, мирное небо. Подвиги и жертвы, которые совершали и приносили наши предки, оказались не напрасными. Великий подвиг советских воинов подарил нам мир. Каждый солдат, каждый труженик тыла самоотверженно боролся в те годы, чтобы спасти нашу Родину».
Талант пригодился
По словам Даяны Кусаиновой, события военных лет, отраженные в документах государственного архива Нур-Султана, берут за душу, удивляют и шокируют. Увы, в наше время люди нечасто задумываются о минувшей Великой Отечественной войне, рассуждает она в своем сочинении.
«Повестка в Красную армию, которую получил наш земляк, писатель и художник Андрей Дубицкий в 1941 году, не стала для него неожиданностью. Все же Вторая мировая война началась еще в 1939 году и сильно повлияла на привычную жизнь советских людей. Акмолинский писатель был зачислен рядовым 78-го отдельного саперного батальона 29-й стрелковой дивизии, которая была сформирована в Акмолинске. В период войны он принял непосредственное участие в боях на подступах к Сталинграду, бился в самом Сталинграде, на Курской дуге, принимал участие в форсировании Днепра и во многих других военных сражениях. Получил множественные ранения, но, несмотря на все беды, не падал духом. В военные годы талант Андрея Дубицкого оказался очень полезен: он рисовал портреты бойцов, писал стихи и песни, которые посвящал победам 72-й гвардейской стрелковой дивизии. Писатель опубликовал множество заметок во фронтовых газетах, а в личном дневнике во время различных походов делал множество записей».
По мнению ученицы, именно так у Дубицкого родились идеи книг, которые он издал после войны.
«Я – подросток, который искренне заинтересовался историей Великой Отечественной. Даже не могу представить все те эмоции и чувства, что испытывали люди тогда», – пишет Даяна Кусаинова. – «Многие наши земляки потеряли близких, а некоторые и вовсе отдали жизнь за победу над врагом. Вы только задумайтесь, сколько мужества и отваги было у всех тех бойцов, которые добыли нам Победу на войне!»
2 Pings & Trackbacks
Pingback:106-ая кавалерийская. Пропавшие без вести... Сагадат Кулмагамбетов - batyrlar.kz
Pingback:Светлая память: Ушел из жизни ветеран ВОВ Жанаша Жанасов - batyrlar.kz