in

Батыры Великой Степи: Сырым Датов

https://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/06/Сырым-Датов-история-Казахстан-батыры-великой-степи.jpg
© фото из открытых источников

НУР-СУЛТАН, 14 июня. Сегодня в нашей рубрике мы расскажем о старшине казахского рода Байбакты, предводителе народного антифеодального и антиколониального движения казахов Младшего жуза в 1783—1797 годах Сырыме Датове.

В 20 лет он уже стал бием своего рода – Байбакты. Участник Пугачевского восстания бедноты Сырым в 60 лет возглавил восстание казахов Младшего жуза против колониальной политики русского царизма в 1783-1797 годы. Сырым батыр остается в памяти народа как первый представитель знати, который защищал простой народ от феодального гнета.

Младший жуз накануне восстания
Прежде чем говорить о восстании под предводительством Сырыма, нужно понимать причины народных выступлений. Главной причиной стал политический кризис в Младшем жузе. После формального принятия подданства России ханом Абулхаиром его сын Нуралы, в 1748 году с царского веления возглавивший престол, еще больше стремился сблизиться с царской империей. Хан и его окружение стали главными проводниками колониально-грабительской политики в степи. Нуралы не пользовался уважением не только среди простых казахов, но и среди феодальной знати Младшего жуза.

Старый враг Абулхаира султан Барак не признал Нуралы ханом и сам был выбран ханом старшинами рода Шекты, кочевавшими в районе нижнего течения Сыр-Дарьи.

Таким образом, Младший жуз распался на два ханства. Северо-Западные районы принадлежали Нуралы, юго-восточные – Батыру, который из-за дальности от границ России сумел сохранить независимость.

Внутри владений Нуралы не было единства. Многие султаны кочевали самостоятельно, не подчиняясь хану. Нуралы хан к моменту своего правления успел поссориться со всеми, кроме России.

На южных границах его владений из-за взаимных угонов скота происходили крупные столкновения с туркменами-йомудами, которые находились под Хивой. Туркмены, объединившись с узбеками, нанесли тяжелое положение войскам Нуралы. Более тысячи казахов было убито.

Враждовал Нуралы и с калмыками, кочевавшими между Волгой и Уралом. Этим обострением отношений с соседями воспользовалась царская Россия для дальнейшего покорения Младшего жуза. Нуралы окончательно стал царской марионеткой, когда по приказу императорского двора начал убивать башкир.

В 1755 году в Башкирии вспыхнуло очередное национально-освободительное восстание против царской России. Около 50 тысяч башкир, преследуемых царскими войсками, ушли в казахские степи, чтобы объединиться с казахами против царской России. Чтобы этого не случилось, Оренбургский генерал-губернатор предлагает казахской знати разграбить имущество башкир, а самих взять в рабство.

Большинство родовых старшин Младшего жуза не поддержали этой подлой инициативы. А некоторые старшины родов Жетиру даже взяли башкир под свое покровительство, создавая смешанные отряды для совместной борьбы. И только хан Нуралы вместе с родственниками-султанами начал грабить беглых башкир и обращать их семьи в рабство. Этот поступок Нуралы хана окончательно рассорил казахов с башкирами и положил начало ожесточенной вражде между ними, которая не прекращалась даже в 19 веке. Все больше сближаясь с царской Россией, Нуралы все дальше отдалялся от народа, местных султанов и старшин.

Генерал-губернатор Игельстром доносил в 1785 году Екатерине II, что «ненависть старшин и народа к хану стала так велика, что не иначе его как вредителем и нарушителем покоя их не называют». В итоге обострение внутренних противоречий в ханстве дошло до того, что Нуралы хан обратился к царским властям с просьбой построить ему близ русской границы крепость для защиты от его собственного народа.

И восстал Сырым…
Выступлению Сырыма Датова предшествовало вспыхнувшее восстание среди казацкой бедноты Уральского войска под руководством Емельяна Пугачева в 1773-1775 годах.

Пугачев пытался привлечь на свою сторону казахских султанов и шаруа, но после крупных поражений его никто не поддержал. После жестокого подавления восстания и казни Пугачева царское правительство, опасаясь волнений в степи, укрепляет пограничные гарнизоны и начинает широкомасштабную административную реформу. Отныне казахская степь находится в подчинении симбирскому и уфимскому генерал-губернатору.

Хан и султаны, опасаясь репрессий после Пугачевского восстания, старались всячески выслужиться перед царской администрацией. Султаны писали доносы, обвиняя друг друга в «неблагонадежности». Если раньше хан с султанами иногда выступали против насилия, творимого над казахами местной царской администрацией, то теперь они сами стали участниками колониального грабежа.

Так в 1785 году старшины письменно жаловались на хана и его сыновей, которые за перегон скота за реку Урал забирали по одной лошади и по одному барану с каждой кибитки. Один из султанов Есим открыто грабил казахские общины вместе со старшиной Уральского войска. Таким образом, простой народ страдал под двойным гнетом – феодальным и колониальным.

К началу восстания Сырыму было уже 60 лет. Он был старшиной рода Байбакты, кочевавшего между Эмбой и Уралом. С молодости Сырыма уважали в народе за мудрость и отвагу. Сестра Сырыма была женой хана Нуралы. Однако Сырым пошел не с ханом, а стал защищать интересы простого народа.

Первые сведения о его выступлениях относятся к 1772 году, когда Сырым напал на один из отрядов уральских казаков. В начале 80-х годов участились набеги казачьих войск на аулы. Особенно лютовали отряды Уральского войска под командованием атамана Чаганова, который разорял аулы, кочевавшие вблизи нижнеуральских укреплений, угонял скот, захватывал в плен. Казахи стихийно восставали, число повстанцев быстро росло, но они были разрознены.

К середине 1783 года восставших возглавил Сырым. В одной из схваток с уральскими казаками он захватил атамана Чаганова в плен и продал его в рабство в Хиву. Это усилило репрессии со стороны Уральского войска. Осенью того же года Сырым сам попал в плен, но спустя несколько месяцев ему удалось выкупиться.

Сразу после освобождения Сырым объединяет вокруг себя простых казахов и создает боевые отряды для борьбы с карательными экспедициями, посылавшимися в степь царскими властями.

С весны 1785 года по донесению уральской войсковой канцелярии отряд Сырыма состоял из 2700 бойцов. Плюс к нему к войску Сырыма присоединились отряды батыров Барака и Тленши общей численностью в 3500 человек. Объединенные силы нападали на приграничные укрепления и крепости.

На стороне восставших были отвага и маневренность, на стороне царских войск-артиллерия.

Восстание становилось все более масштабным, но большинство султанов и старшин опасались открыто поддерживать Сырыма против хана и царских войск.

В 1792 году к восставшим примкнули десятки тысяч джигитов, и Сырым объявил открытую войну России. В своем письме генерал-губернатору Сырым писал: «Точные ваш обман и ухищрения видны, что вы нас оными хотите довести также, как ногайцев и башкирцев, поспешить обуздать и наложить службу и разные тягости хотите на нас наложить».

Царское правительство широко использовало против Сырыма доносчиков и агентов в лице лояльных султанов и крупных старшин. Сырым беспощадно с ними боролся. Он считал их изменниками родины. Некоторых пленил, других изгонял из степи, а третьих подвергал наказанию плетьми. Остерегаясь открытых столкновений с превосходящими силами противника, Сырым перешел к партизанской борьбе, внезапно нападая на пограничные мелкие укрепления, русские поселения и аулы султанов. Царское правительство отвечало на это жестокими карательными операциями, уничтожая аулы, поддерживающие восстание.

В марте 1797 года отряд Сырыма ворвался в ставку хана Есима – сына Нуралы – близ русской границы и убили Есима. Убийство хана произвело огромное впечатление на казахов. Родственники хана бежали в Россию.

На время в степи воцарилось безвластие. В октября того же года царская администрация ставит ханом Младшего жуза дряхлого и беспомощного старика – султана Айшуака, который беспрекословно подчинился царским властям. После этого султаны обострили борьбу против Сырыма, и ему пришлось откочевать в Хиву. По народным преданиям в 1802 году его отравил Хивинский хан.

В 2007 году в 60 км от Ургенча – древнего города Узбекистана было найдено захоронение, известное под именем «Гаип-ата», резко отличающееся от местных узбекских. «Гаип» означает «пришлый», «неизвестный». Западно-Казахстанская экспедиция ученых и краеведов по ряду факторов установила, что это мавзолей Сырыма Датова. В том же году в поселке Гурлен Хорезмской области рядом с мавзолеем было открыто памятное надгробие из чёрного мрамора с надписью «Гаип-ата-Сырым Датулы».

Причины поражения
Основными причинами поражения восстания Сырыма Датова были стихийность и неорганизованность движения, отсутствие планомерности и ясно сформулированной политической программы.

Кроме это, поражению способствовало непоследовательность, нерешительность, а зачастую и банальная трусость родовых старшин и султанов, которые играли на два фронта. Они поддерживали Сырыма, когда им было выгодно, а когда поняли, что он воюет ради простых людей, перешли на сторону царских властей. Степная знать испугалась размаха восстания и отошла в сторону.

Казахи под руководством Сырыма Датова впервые поднялись на борьбу против феодального гнета своей знати и колониальной политики царизма. В этом неоценимая историческая заслуга Сырыма перед казахским народом.

Источник: © статья Саната Урналиева, опубликованная общественно-политической газетой Надежда

Оцените пост

1 рейтинг
Upvote Downvote

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

0
https://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/06/Абиль-Нусупбаев-они-сражались-за-Родину-Великая-отечественная-война-герои-фронтовики-снайпер-панфиловцы-Казахстан-История.jpg

Бесстрашный снайпер Абиль Нусупбаев

https://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/06/перезахоронение-великая-Отечественная-война-память-Казахстан-фронтовики.jpg

Останки погибшего в годы ВОВ под Смоленском казахского солдата перезахоронили в Семее