in

Батыры Великой Степи: Райымбек батыр

https://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/05/Райымбек-батыр-1.jpg
©фото: открытые источники

НУР-СУЛТАН, 17 мая. Сегодня в нашем цикле публикаций о батырах Великой степи мы расскажем Райымбек батыр.

Жизнь батыра Райымбека прошла на переломных этапах казахской истории.

Вступив с детских лет в народное ополчение, Райымбек был очевидцем трагических событий Великого бедствия, джунгарского владычества.

Наиболее трагическими для казахских степей стали 1723–1727 годы, когда под напором превосходящих сил завоевателей казахи были вынуждены покинуть веками насиженные места и бежать в пределы среднеазиатских ханств. С запада начались набеги волжских калмыков, башкир и русского казачества. Этот период запечатлен в народной памяти как годы Великого бедствия, которые повлекли за собой разорение, нищету и массовую гибель.

В 20–40-х годах XVIII века большая часть казахских земель находилась под владычеством джунгар (ойратов, как называли их казахи). Джунгарское ханство представляло собой очень серьезную угрозу: на вооружении его огромной армии имелось огнестрельное оружие, служили в ней шведские офицеры, прошедшие театр европейских войн, большая масса собственных дружин, закалившихся в войнах против Цинской империи.

К 30-м годам Джунгария стала одной из мощнейших кочевых держав Евразии. Она одновременно воевала с Китаем, Казахским ханством, среднеазиатскими владетелями и угрожала северным границам России, часто совершая набеги на их укрепления в Сибири и на Алтае.

Угроза гибели сплотила весь казахский народ, повсеместно стали создаваться ополчения, народ из своей среды выдвинул наиболее сильных и стойких воинов, из числа которых вышел батыр, сумевший спасти родину.

Таким батыром стал Райымбек.

Райымбек родился в 1705 году на территории современной Алматинской области. Он из рода албан, подрода алжан. Дед Райымбека Кангельды (Ханшельды), по письменным источникам, известен как предводитель и дипломат. Он участвовал в российско-казахских переговорах, а в 1734 году посетил в составе казахской делегации Петербург. Его имя также встречается в памятниках казахско-джунгарских взаимоотношений.

С детства Райымбек рос в атмосфере духа защиты Родины и освобождения родных земель от джунгарской кабалы. Уже в 17 лет он был признан «батыром»! А в те времена людей ценили за реальные подвиги, а не за происхождение и богатство.

К 1723 году Райымбек был уже сложившимся лидером, и во времена джунгарского нашествия возглавил отряды ополченцев.

При его активном участии и с помощью батыров Утегена, Малайсары, Сатая и Наурызбая удалось спасти от гибели тысячи казахских семей.

Перелом в войне с джунгарами наступил во второй половине 20-х годов. Одно из крупных сражений произошло в 1726 году на берегу реки Буланты, в местности Кара-Сыйыр. Казахи, заманив врага в глубь своих территорий, внезапно нанесли удары с правого и левого флангов. Затем сокрушительный удар был нанесен с тыла. Джунгары потерпели поражение.

В 1729 году произошло еще одно крупное сражение казахских сарбазов с джунгарскими завоевателями на юго-востоке, в низине Балхаша, в местности Аныракай. Здесь объединенные силы трех жузов одержали блестящую победу над противником.

В ходе этих битв казахские воины, учитывая важность сражения, нападали под утро, умело используя момент внезапности.

Аныракайская битва была продолжительной, это было множество поединков различных отрядов, они захватывали и отступали от господствующих высот. К решающему сражению казахи подтянули свежие войска, и тогда началось общее наступление. Были тщательно подготовлены атаки конницы, продуманы стремительные контратаки, применялся рассыпной конный строй, в необходимых случаях – плотное построение пеших колонн. Эти тактические приемы принесли успех.

В этих битвах под началом Абылая и Абулхаира участвовали Кангельды Сырымбетулы и Райымбек, возглавлявшие вместе с батырами Богенбаем и Кабанбаем казахское ополчение.

Еще более активное участие Райымбек принимал в изгнании джунгар из Жетысу. Его имя стало знаменитым на всю степь. По свидетельству современников, он был 77 раз ранен в боях, и только железное здоровье, огромная сила воли, да находившиеся рядом верные соратники, 33 года удерживали воина в седле.

Мощь Джунгарской империи постепенно ослабевала к 40-м годам XVIII века. Теснимые с востока китайской армией императора Канси, а с запада – казахской армией, джунгары, особенно после смерти Галдан-Цэрена, были вынуждены оставить Жетысу и уйти к Алтайским горам. Но военные гарнизоны врага цепко держали в своих руках долины рек Каскелен, Текес, Или.

Нужно было иметь огромную силу воли и энергию, чтобы очистить эти земли от захватчиков.

Отступая, джунгары отчаянно сражались, по пути нападая на близлежащие аулы. Значительные территории вокруг современного Алматы находились в руках джунгарских владетелей Аганаса и Арысхана.

На военном совете казахов Старшего жуза было принято решение освободить захваченные земли. Узнав через доверенных лиц о готовящемся нападении Аганаса, Райымбек принял решение неожиданным ударом опрокинуть противника. Ворвавшись во главе своих войск в стан неприятеля, он обратил джунгар в бегство, и в ходе битвы убил Аганаса.

Следующей взятой крепостью стала ставка Арысхана. В темноте воины Райымбека находили друг друга по кличу «Райымбек». Позже он стал кличем всего рода албан.

Потерпев поражение, воины Арысхана вынуждены были пойти на унизительный мир.

Эта передышка была крайне нужна и самим казахам. Война принесла немало страданий простым людям, появились раненые, вдовы, сироты…

В последующем казахско-джунгарские отношения вновь обострились. После ожесточенных сражений в 50-х годах с одним из могущественных джунгарских князей Тореханом Райымбеку, Бакай батыру и Кабанбай батыру удалось вытеснить неприятеля за Хоргос и Нарынкол.

В создавшихся условия джунгары вновь запросили мира. Казахи согласились, поскольку большая часть территории уже отошла к ним. Согласно договоренности стороны в течение двух месяцев должны были обменять пленных, а богатства оставались казахам. Были определены границы землепользования. Возможно, уступчивость джунгар объяснялась и тем, что, начиная с 1753 года, в руководстве страной произошел раскол, усилились междоусобицы. В 1757 году Джунгарию охватил сильнейший политический кризис, а в 1758-м она пала под ударами китайской армии.

В таких условиях Райымбеку пришлось проявлять особую отвагу и самоотверженность, чтобы защищать свой народ. Со временем его имя стало символом целого рода и приобрело священный ореол. В боях и походах с ним были любимый конь Кокмойнак и огромный белый верблюд-атан.

Райымбек сыграл большую роль в окончательном вытеснении джунгар с юго-восточных рубежей казахских земель. При его активном участии были определены границы по рекам Текес и Каркара. Воздвигнутая им огромная красная стела в Нарынколе стала памятным знаком при определении казахско-китайской границы.

Райымбек проявил себя не только как отважный воин, но и как искусный дипломат. Понимая, что конфликты между народами могут вызвать кровопролитие, Райымбек убеждал враждующих мудрым словом.

Так он вел долгие переговоры с китайским ставленником Манжу ханом. Где посулами, а где применяя силу, Райымбек добился значительных уступок со стороны Манжу.

Жизнь батыра Райымбека прошла на переломных этапах казахской истории. Вступив с детских лет в народное ополчение, Райымбек был очевидцем трагических событий Великого бедствия, джунгарского владычества. Он стал свидетелем и участником крушения Джунгарского ханства. Много лет Райымбек жил в походах, не слезая с коня, не расставаясь с оружием. Он познал и горечь поражений, и радость побед, когда вместе с Абылаем, Кабанбаем, Карасай батыром и многими другими соратниками высоко поднял падающее знамя Казахского ханства.

При жизни он был признан «аулие — святым».

Старые раны, полученные в боях, дали о себе знать в последующем.

Точная дата смерти Райымбека не установлена. Но источники тех лет сообщают, что, почувствовав приближение смерти, он пригласил своих соратников со всего края и попрощался с ними.

Кончину его оплакивала вся степь.

Райымбек прожил достойную жизнь и был похоронен с почестями близ Алматы. Его захоронение стало объектом паломничества казахов. Позже это место вошло в восточные границы города. В 1981 году на его могиле была установлена гранитная стела, а в 1994 году в торжественной обстановке был открыт мавзолей выдающегося воина-освободителя.

Источник: e-history.kz

Оцените пост

0 рейтинг
Upvote Downvote

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

0
http://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/05/пожар-огонь-спасение.jpg

Едва не погибшую при пожаре школьницу спасли сотрудники акимата Петропавловска

https://batyrlar.kz/wp-admin/post.php?post=3070&action=edit/Рустем-Кайдаров-герои-нашего-времени-Казахстан.jpg

СМИ: Имя генерала Рустема Кайдарова вписано золотыми буквами в летопись страны