in

Батыры Великой Степи: Джангильдин Алиби

https://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/07/Алиби-Джангильдин-батыры-великой-степи-история-Казахстан.jpg
© фото: e-history.kz

НУР-СУЛТАН, 14 июля. Сегодня в нашей рубрике мы расскажем Вам об одном из руководителей Среднеазиатского восстания 1916 года, герое гражданской войны, великом государственном деятеле — Джангильдине Алиби Тогжановиче

Джангильдин Алиби Тогжанович(1884-1953) — один из руководителей Среднеазиатского восстания 1916 года, герой гражданской войны, великий государственный деятель — вот, пожалуй, и все, что можно узнать о Джангильдине из скупых на факты энциклопедий.

В Средней Азии и, особенно в Казахстане его имя овеяно легендами, в то время как в Крыму почти никому не известно. И, тем не менее, судьба этого выдающегося человека связана с Крымом. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что на обессмертившее его восстание он выезжает из… Симферополя. А в 1917 году он возвращается в Симферополь устанавливать власть Советов.

И прежде, чем дать объяснение этому явлению, рассказ о герое нашего очерка, о человеке-легенде — Алиби Джангильдине.

Родился он в 1884 году в ауле Койдагул Тургайского уезда. Семья — бедней некуда. Нетрудно было предсказать дальнейшую судьбу бедняка-кочевника, если бы не встреча юного Алиби с миссионерами. В эти годы в бескрайние степи направились русские священники, которые должны были приобщить «дикий народ» к истинной вере.

Смышленый паренек живо откликался на все новое, изучил грамоту, а дальше и вовсе чудо: его направили на учебу в учительскую семинарию.

Жизнь в большом городе, а Казань тогда была одним из крупнейших городов России, сначала ошеломила, а затем увлекла парня. Он переехал в Москву, где попытался продолжить учебу в духовной академии, но политические события, обрушившиеся на страну, захватили и его.

Из академии Алиби исключают, да еще и предают «анафеме». Но это мало беспокоит молодого казаха. Он много занимался самообразованием, работал репортером в газетах.

Начав познавать мир, Алиби уже не мог остановиться. И вот тогда он делает совершенно неожиданное и даже шокирующее объявление в московских и петербургских газетах. Смысл объявления был в том, что он приглашал к себе в компанию людей, желающих вместе с ним пешком обойти… вокруг Земли.

Откликнулись двое: из Петербурга инженер-технолог Полевой и преподаватель Московского коммерческого института Коровин.

В 1908 году они начали кругосветное путешествие. В день приятели проходили по сорок-пятьдесят верст. В селах они читали лекции, в городах устраивали платные вечера. Уже в Европе Джангильдин освоил фотографическое дело, и оно становится основным источником доходов.

Джангильдин фотографировал достопримечательности одних городов, а затем продает фотографии в других. И так по всему маршруту следования. Пройдены Польша, Австрия, Венгрия…

В Будапеште Джангильдину и его товарищам был оказан чудесный прием. На встречу с путешественниками собралась вся интеллигенция города. В центре внимания, конечно, был сам Джангильдин. Дело в том, что в этот период венгерская интеллигенция особенно увлекалась историей происхождения своего народа, который, по их убеждению, пришел за Карпаты из далеких степей. И в Джангильдине они видели собрата. Эрудиция молодого казаха, его просвещенность создали ему прекрасный имидж.

В те годы Россия представлялась Европе страной  дикарей и варваров, а потому Джангильдина искренне убеждали… остаться в Венгрии. Как ни удивительно, но остались его русские товарищи.

Алиби продолжил путешествие самостоятельно. Джангильдин пересек Сербию, Болгарию, Турцию, Сирию, Палестину, Египет… Дальше путь шел через Абиссинию, Аравийский полуостров, Месопотамию, Персию, Индию…

В Индии Джангильдин подвергся острому приступу болезни, которую может познать только тот, кто когда-либо покидал родные места. Болезнь эта — ностальгия. И неудивительно, что она обрушилась на путешественника именно в Индии; прекрати этот многолетний путь навстречу солнцу, поверни на север, там, за горами, твои родные степи.

Как писал потом сам Джангильдин, искушение прекратить путешествие было огромное, и лишь большой силой воли он переборол свое желание идти домой и вновь двинулся на восток. Индия, Цейлон, Индокитай. Тайвань. Япония и, наконец, Владивосток!

В 1912 году (спустя четыре года), пройдя пешком по трем континентам. Джангильдин возвращается в Тургайские степи.

Еще в Турции он купил киноаппарат и снял несколько кинофильмов. В родных степях Джангильдин устроил что-то типа кинопередвижки. Ездил по аулам и стойбищам, показывает кинофильмы о жизни Турции, о других странах Европы.

Новое дело привлекает новых помощников. И одним из них, самым верным, становится Амангельды Иманов, в то время ловкий охотник, прекрасный стрелок, такой же тянущийся к знаниям самородок.

У Алиби завязывается дружба с представителями немногочисленной русской интеллигенции, которая жила в Тургае. Чаще всего это были политические ссыльные, и их влияние на формирующееся мировоззрение молодого казаха не могло не сыграть важнейшей роли.

Идеи равенства, социальной, справедливости увлекают и Джангильдина, и его нового друга — бесстрашного Амангельды, образ жизни которого все больше напоминал этакого степного Робин Гуда.

Имя Джангильдина и раньше и теперь пользуется в Казахстане большим уважением. Есть в Тургайской области Джангильдиновский район. Впрочем, если его переименуют — удивляться не придется. Но, тем не менее, в истории Казахстана Алиби Джангильдин останется навсегда!

Источник:  e-history.kz

Оцените пост

0 рейтинг
Upvote Downvote

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading…

0
https://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/07/акция-пандемия-батыры-герои-среди-нас.jpg

Акция «Біздің батырлар» стартовала в Актау

https://batyrlar.kz/wp-content/uploads/2020/07/Раджан-Айдарбаев-награда-герои-нашего-времени-герои-среди-нас-спасение-жизни.jpg

Премии спасшим чужие жизни героям вручил «Казцинк»